Тканевые этикетки
Содержание.
- Этимология словосочетания.
- История тканевой этикетки.
- Виды тканевых этикеток.
- Готовые тканевые этикетки.
Этимология словосочетания.
Первая часть словосочетания «тканевые этикетки» представляет из себя прилагательное от слова «ткань», однокоренным с целым рядом других слов: втыкать, воткнуть, ткать, затыкать, протыкать, утыкать, ткать, ткач, уток, утыкать. Очевидно, что корнем в приведенном нами неполном перечне
подобных терминов является сочетание знаков – «ТК». Эта основа связана с действием по соединению двух предметов путем вдавливания одного в другой, а также ткачеством, т.е. втыканием, соединением нитей. Ткаческое ремесло возникло в позднем неолите как эволюция процесса плетения, перешедшего в переплетение нескольких материалов в единое целое. Сам термин «ткань» по доступным литературным источникам фиксируется в русском языке с XVII века, хотя, скорее всего, он существовал и ранее.
Производство тканей на ткацких станках позволяет получить полотно с различными видами
ткацких переплетений, придающих тканям разнообразные потребительские свойства.
Слово «этикетка» происходит от французского étiquette, которое в свою очередь «ведет родословную» от старофранцузского глагола estiquier, т.е. «вонзать, втыкать». В современном русском языке «этикетка» — это ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью.
Вверх ↑
История тканевой этикетки.
Этикетка, как средство маркировки товаров, применялась человечеством с древнейших времён. В Средневековье наличие этикетки или клейма становятся практически правилом торговли, так как установленный на товар особый знак позволял защищаться от нечестных продавцов. Клеймо и этикетка в те времена стали практически товарными знаками, которые были призваны отмечать качество товара. Именно поэтому клеймили и снабжали этикетками особо дорогую продукцию, вещи и вина.
Что касается предмета настоящей статьи ‒ тканевых этикеток для одежды ‒ то, как это ни удивительно, они появились по историческим меркам совсем недавно ‒ в середине XIX века.
«Изобретателем» тканевых этикеток стал Чарльз Фредерик Уорт (англ. Charles Frederick Worth; 1825—1895) — французский модельер английского происхождения, основатель дома моды House of Worth, один из первых представителей высокой моды.
Приехав в Париж в 1845 году он уже в 1858-м создал совместно со шведом Отто Бобергом собственное ателье, которое в самые короткие сроки добилось головокружительного успеха. Уорт быстро попал под патронаж французской императрицы Евгении, после чего у него стали одеваться дамы полусвета Кэтрин Уолтерс и Кора Перл, австрийская принцесса Паулина фон Меттерних, любовница императора Вирджиния Ольдоини, актриса Сара Бернар и певица Нелли Мельба. Многие из его клиентов приезжали в Париж из других стран, в том числе из США.
Разумеется, очень быстро появились желающие воспользоваться именем знаменитого модельера, выдавая свои платья за работы Уорта. Тут-то и пришла к нему идея защитить свои авторские наряды от подделок, пришивая к ним тканевые ленточки с вытканным брендом. Оригинальная задумка помогла защитить от ущерба его репутацию и благосостояние.
В наши дни тканевые этикетки являются непременным атрибутом практически всех видов продукции легкой промышленности — их нашивают на одежду, головные уборы, обувь, игрушки и т.д. Они содержат не только сведения о производителе, но и несут информацию о составе материалов, использованных для изготовления изделия, о размере, о способах ухода за изделием и т.д.
Вверх ↑
Виды тканевых этикеток.
Все тканевые этикетки делятся на две группы, исходя из способа нанесения на них изображения:
печатные и
тканые этикетки (жаккардовые).
Печатные тканевые этикетки.
На печатные этикетки изображение наносится с использованием того или иного красителя. Это может быть краска, твердый краситель или порошок.
Для печати красками используются рулонные
машины высокой или офсетной печати.
Твердый краситель предварительно наносится на синтетическую ленту, а затем переносится на ткань под воздействием механического давления и/или температуры. Создание изображения осуществляется с использованием печатных клише (на станках горячего тиснения) или с помощью печатной термоголовки (на термотрансферных принтерах).
Порошковые красители применяются в цветных или черно-белых лазерных принтерах — так называемых «цифровых печатных машинах».
Образцы печатных тканевых этикеток
По видам используемых материалов, выделяются наиболее популярные этикетки:
- этикетки из хлопкового волокна;
-
этикетки из полиэстера;
-
сатиновые этикетки;
-
нейлоновые этикетки.
Тканые этикетки.
Нанесение изображения на жаккардовые этикетки происходит на специальном ткацком оборудовании путем переплетения нитей пряжи. Название этикетки происходит от имени Джозефа Мари Жаккарда, создавшего в начале XIX века ткацкий станок, сделавший изготовление тканных рисунков доступным по цене (см. статью «
Станок для изготовления жаккардовых бирок и ярлыков»).
Ниже приведены наиболее популярные в настоящее время разновидности жаккардовых этикеток.
Дамаск.
Один из самых распространенных видов плетения жаккардовой этикетки. Пецифическое плетения и сверхтонкие нити позволяют добиться максимальной четкости вытканного рисунка. В этом виде этикеток можно использовать любые цвета основы и разнообразный дизайн. Этикетка выглядит достаточно плотной, остается в то же время мягкой и приятной на ощупь.
Сатин.
Более плотное, по сравнению с «Дамаском» плетение, в котором используются более тонкие нити. Лицевая сторона этикетки имеет характерный блеск и шелковистую поверхность. Основное ограничение — цвет основы может быть либо белым, либо черным.
Изнаночный сатин.
Жаккардовые этикетки данного вида также обладают высокой плотностью, хотя и не такие гладкие и шелковистые как этикетки качества «Сатин». Главное их преимущество перед «сатином» заключается в том, что цвет фона может быть любым на выбор дизайнера.
Тафта.
Чрезвычайно распространенный вид тканой этикетки. Главное преимущество тафты — невысокая цена, хотя за это приходится довольствоваться относительно низкой плотностью плетения и не очень четким качеством изображения мелких деталей. При использовании в рисунке более двух цветов, нитки узора с обратной стороны этикетки свободно висит.
Жаккард фотографического качества.
При существующих технологиях — это один из самых высококачественных видов тканой этикетки. При производстве таких этикеток используется тончайшая пряжа пряжа и детальная многоцветная прорисовка деталей этикетки по всей ее площади, что позволяет добиться «фотографического» качества изображения.
Образцы жаккардовых этикеток.
Вверх ↑
Готовые тканевые этикетки.
В традиционном понимании, тканевые этикетки несут на себе информацию о бренде и названии изделия. Однако, существует целая группа этикеток, подходящих к целому ряду аналогичных изделий, т.е. этикеток, которые можно считать относительно универсальными. К таким этикеткам относятся:
- размерники — этикетки, на которых обозначается размер одежды или нижнего белья в той или иной системе измерений;
-
детские размерники — этикетки, на которых размеру одежды ставится в соответствие возраст ребенка, например, 0-3 месяца, 2 года и т.д.;
- ростовки — разновидность размерников, на которых размер одежды определяется по росту ребенка или подростка, выраженному в см, например, 96, 112 и т.д.;
- составники — этикетки, содержащие информацию о составе сырья, из которого изготовлено изделие, а также рекомендации по уходу за ним в виде специальных международных условных знаков (символов).
Размерники для одежды могут нести на себе как фиксированные размеры, так и быть «универсальными», т.е. содержать размерную сетку, на которой изготовитель вручную помечает нужный размер. Готовые этикетки могут быть как печатными, так и жаккардовыми.
Образцы размерников, ростовок и составников.
Вышеперечисленные этикетки часто изготавливаются не «под заказ», а печатаются заблаговременно и продаются клиентам как обычный товар, откуда они и получили название «готовые». В частности, их можно купить в
интернет-магазине «Два клёна», в котором представлен широкий ассортимент размерников, ростовок и составников, напечатанных на различных видах рулонных тканевых материалов (сатин, тафта, полиэстер и т.д.).
Готовые этикетки зачастую используются как «вшивные», то есть закрепляемые в одном из швов изделия с изнаночной стороны.
Вверх ↑